22 березня, 2017

Травма психологического насилия подростков

Лахудра (из цикла «Анамнезы»)

Лахудра из цикла Анамнезы
Эта история произвела на меня неизгладимое впечатление.
Сначала пришла мама. Современная дама средних лет.
- Доктор, лично у меня все хорошо. А можно я приведу к Вам свое чудо? – В том, как она произносила слово «Чудо», мне слышалась горькая ирония. Как оказалось потом, такое уничижение проскальзывало в каждом упоминании об ее дочери.
Мое буйное воображение нарисовало себе, по результатам этой вступительной беседы, нечто среднее между алкоголизмом и ДЦП, плюс явно неудачную личную жизнь потенциальной клиентки. «Несчастье мое», «дурочка» и «недотепа» явно страдала всеми психологическими проблемами, вместе взятыми.
Моему удивлению не было предела, когда я наконец ее увидел.
Очень красивая девушка явно модельной внешности. При этом она явно стеснялась матери, изливающей потоки язвительного красноречия на несколько обалдевшего психотерапевта.
В присутствии дочери эпитеты стали гораздо более яркими и стали переходить из разряда оскорблений в унижения.
И руки у нее из «одного места растут», и язык находится там же.  И интеллект  у нее олигофренический, и с людьми общается как «полная идиотка».
- Чего хотите от меня? – прерываю поток я.
 – С самооценкой поработаете? – опять удивила мама.
С минуту помолчав, и разменяв внутри себя удивление на злость, озвучиваю интересующий меня вопрос, - А когда Вы ее в последний раз хвалили?
Здесь пришла пора удивляться им. Мама озадачилась, побродила взглядом по потолку, и торжествующе, - Я вспомнила!  - обращаясь к дочери, - помнишь, недели две назад?...
- А как Вы ее похвалили? – осторожно интересуюсь я, так как терзали, ох терзали меня смутные сомнения…
- Я сказала – «Не на помойке я же тебя нашла!»
На этом я счел возможным продолжить работу уже наедине с клиенткой, попросив маму удалиться. За что получил настолько горящий благодарностью взгляд моей подопечной, что на минуту почувствовал себя героем, спасающим красавицу от дракона…
Но удивления мои продолжились.
Для того, чтобы немного прийти в себя и дать такую же возможность клиентке, я начал беседу с обыкновенных анамнестических вопросов – где работаете, чем занимаетесь?
Живет и работает уже несколько лет она в Токио. У нее действующий контракт с модельным агентством. Недавно вышла замуж за очень состоятельного человека («Правда он японец», извиняющимся тоном сказала она. Забегая вперед, скажу, что в основном наше время ушло на разбор нюансов межнациональных браков.)
А вот с самооценкой действительно была беда.
Самобичевание. Вот ее принцип жизни. Жесткое и жестокое. По поводу и без. Обесценивание включается для некоторого разнообразия.
Был не очень удачный опыт работы с психологом. «Я так и не смогла полюбить себя» - печально сказала она о результатах работы с ним. На вопрос почему удалось услышать интересный ответ, когда мы покопались в ВСД (внутренних самоповреждающих диалогах).
- Как я могу полюбить лахудру (это от мамы) и корову (а это от папы)?
Внешняя яркость и красота, достаток и профессионализм имели для нее очень неприятную обратную сторону – «Я живу в аду!», «Мне ОЧЕНЬ плохо»…
Мы проделали очень большую работу за время ее отпуска. Работали с самооценкой, родительскими предписаниями, с сепарацией, с границами личности (это особенно помогло в отношениях с мужем). На мой взгляд, мы справились. Мало что изменилось внешне.
Вспоминается горячее обещание своих детей воспитывать по-другому.  
До сих пор я неравнодушен к этой истории.
И, к сожалению, очень часто обращаюсь к ней в практике. Для примера.  
Для примера милым, красивым, успешным девушкам, считающими себя лахудрами, коровами, идиотками, чудовищами… И имеющими родительское предписание «Не существуй», врученное с самыми благими намерениями  любящими родителями…
О предписании «Не существуй» http://www.docshevtsov.ru/#!Предписание-«Не-существуй»-из-цикла-«Серьезное»/gzmo7/5728cbef0cf26d4f7c1c0f7c
Будьте счастливы! И хвалите своих детей, не давайте им жить в аду!
Тот, Кто Видит По-Другому,
врач психотерапевт, кмн, Шевцов А.В.
 http://www.docshevtsov.ru/  

Немає коментарів:

Дописати коментар